Когда приходит время менять зимнюю шину на летнюю или наоборот, каждый автомобилист должен заодно проверить степень изношенности протекторов. Это очень важно сделать по нескольким причинам. Во-первых, в целях собственной безопасности и безопасности других участников движения. Во-вторых, чтобы избежать штрафов во время перемещения по дорогам России. В-третьих, чтобы иметь возможность эксплуатировать транспортное средство при любых погодных условиях, в любых странах (если это актуально). Так, ряд государств мира не пропускает на свою территорию автомобили с шинами, демонстрирующими высокую степень изношенности покрышек.
Показателем, свидетельствующим о пригодности использования резины на протяжении определенного сезона, является достаточная глубина протектора. У новых шин она достигает 8-10 мм (в зависимости от конкретной модели). Лысыми считаются покрышки, ресурс протектора которых исчерпан почти полностью, вследствие чего высота рисунка не превышает 1,6 мм. В свою очередь, полустертыми признаны шины, эксплуатируемые уже некоторое время и приближающиеся к критической отметке в 4 мм. Практика показывает, что чем менее поврежден рисунок на покрышке, тем выше степень безопасности передвижения автомобиля. Оптимально использовать резину, степень износа которой не достигла 50%, в противном случае можно говорить о том, что покрышки полустерты, а значит, таят в себе намного больше опасностей, чем даже откровенно голая резина.
Чем чревата эксплуатация полустертых шин
Резина, бывшая в эксплуатации слишком долго, становится бомбой замедленного действия. Она вносит коррективы, как в движение транспортного средства, так и в его отклик на действия водителя. Нередко такие шины становятся причиной неадекватного поведения транспорта, служащего причиной аварий, всевозможных дорожно-транспортных происшествий.
В число наиболее распространенных побочных эффектов от использования покрышек, чей ресурс почти полностью израсходован, относят:
- заметное снижение качества управления автомобилем, ухудшение способности техники оперативно и четко реагировать на действия водителя;
- аквапланирование во время езды по лужам – физическое всплытие колес, покрышки которых неспособны выталкивать осадки, скапливающиеся на дороге; причем если у новых покрышек аквапланирование отмечается на скорости около 75 километров в час, то у истершихся этот эффект можно наблюдать уже при 66 км в час;
- многократное увеличение тормозного пути (сначала – всего на несколько метров, затем – все больше и больше);
- в зимне-весенний период времени покрышки с большим эксплуатационным стажем демонстрируют слэшпленинг при перемещении по шуге, иначе говоря, машина в таких условиях не едет, а лишь скользит;
- непредсказуемый для водителя разворот авто прямо в процессе его движения по дороге.
Очень сильно рискуют и те автомобилисты, которые следуют негласному правилу, распространенному среди любителей автотехники, гласящему, что на ведущие колеса нужно ставить лучшую резину (новую), а на неведущие – любую другую, даже БУ. Подобный шаг не является спасением, а как раз наоборот – увеличивает вероятность неприятной развязки. Шины, которые имеют разное качество сцепления с дорогой, могут по-разному реагировать на маневры транспортного средства. Как следствие – машину может занести на повороте, развернуть в самый неподходящий момент, «увести» в кювет и т.д.
Читайте также: «Машина в залоге у банка: как продать»
Отличия лысой резины от полустертой
- На сухой дороге шины обоих категорий ведут себя достаточно нейтрально и в большей степени предсказуемо. Однако голые покрышки априори чувствуют себя в таких условиях более комфортно, недаром же гоночные болиды используют именно гладкие, безпротекторные решения.
- При передвижении по влажному покрытию, во время дождя или снега, и лысые и полустертые покрышки демонстрируют максимальный набор нежелательных эффектов: они придают машине неуправляемость, серьезно увеличивают тормозной путь, способны стать причиной неожиданных разворотов авто, его выхода на встречную полосу и т.д.
- Полустертые шины отличаются от лысых своей полной непредсказуемостью. Если водитель, на свой риск и страх, использующий голые покрышки, примерно представляет, чем это может быть чревато, то собственник транспорта, ездящий на юзанных шинах, должен быть всегда готов к сюрпризам. Именно наполовину стертые изделия склонны быстро превращаться в лысые (например, при экстренном торможении или на слишком высокой скорости), могут даже взрываться прямо на дороге (если этому поспособствует неравномерный износ резины и высокое давление).
- Покрышки, истершиеся как наполовину, так и полностью, характеризуются очень плохой способностью к удалению продуктов торможения из пространства между дорогой и колесом. Отсутствие ярко выраженного протекторного рисунка и четких глубоких бороздок, плохая сцепляемость с дорогой самым худшим образом влияют на перемещение и торможение автомобиля.
- Лысая резина считается запрещенной к использованию в РФ, в то время как полустертая официально не запрещена. Это дает возможность водителям эксплуатировать покрышки до последнего, часто неосознанно рискуя собственной жизнью и здоровьем. Полустертая резина дарует автомобилисту ложное чувство безопасности и уверенности в том, что он контролирует свое ТС.
Недостаточно хороший контакт покрышек с дорогой, неспособность обеспечить машине легкое и быстрое передвижение, а также качественное торможение, делают полустершиеся шины врагом водителя №1. Неблагоприятный эффект лишь усиливается за счет мнимой безопасности использования этого расходного материала для авто.
Как проверить износ шин?
Выяснить, насколько изношены протекторы, можно несколькими способами.
- Во-первых, существуют специальные приборы для измерения этого показателя. Их используют в своей работе сотрудники ГИБДД. Подобное измерение проводится в считанные секунды и выдает максимально точный результат.
- Во-вторых, на всех современных покрышках имеются специальные индикаторы, с помощью которых можно выяснить, пригодна ли шина для эксплуатации или пришло время ее утилизации, замены на новую.
- В-третьих, есть ряд широко распространенных лайфхаков, с помощью которых можно замерить актуальную глубину протектора. Особенно часто используется для решения этой задачи однорублевая монета. Год выпуска, размещенный на ней, согласно стандартам, всегда отступает на 3 мм от края. Таким образом, подставив 1 рубль к шине, можно установить, сколько миллиметров протектора еще осталось.
Если речь идет о зимней шине, необходимо следить, чтобы ее рисунок не снижался ниже 4-х миллиметров, если же резина летняя – для нее критический минимум 1,6 мм. В противном случае автомобилиста ждут штрафы и выговоры от представителей дорожной инспекции, не говоря уже о потенциальном риске использования таких покрышек для жизни.
Особенно внимательным нужно быть владельцам всесезонных покрышек. Эти изделия традиционно известны не самой идеальной сцепляемостью с дорожным покрытием, поэтому даже 50% их износ способен внести такие шины в группу риска, сделать потенциальной причиной проблем с поведением машины на влажной трассе.
Как избежать быстрой изнашиваемости резины?
Чтобы автотранспортное средство не было вынуждено использовать покрышки с явными признаками облысения, водителю следует учесть несколько ключевых факторов, очень сильно влияющих на состояние резины. Изнашиваемость шин способны ускорить такие моменты:
- интенсивная эксплуатация транспорта: частое перемещение авто на длинные расстояния, особенно, если дороги в этом случае не отличаются идеальным покрытием;
- агрессивные, «мужские» стили вождения, предполагающие быструю езду и специфическое торможение на скорости с оставлением отпечатков тормозного следа;
- высокая скорость, задаваемая водителем автомобилю в процессе ежедневной эксплуатации (чем быстрее едет машина – тем быстрее стирается ее резина);
- специфические дорожные условия, частая езда по грунтовкам, ямам, бездорожью, неприспособленным для этого поверхностям или просто плохим дорогам;
- плохое качество исходного продукта (покупка самой дешевой резины априори предполагает, что она быстро сотрется и придет в негодность);
- игнорирование необходимости посещения автомастерских, где делается развал-схождение колес (неотрегулированные колеса могут неравномерно нагружать шины, что часто приводит к их быстрому изнашиванию, а то и взрыванию в пути).
При покупке БУ-машины риск стать владельцем ТС со стертыми покрышками особенно велик. Стоит быть готовым к тому, что данное вложение денег обернется необходимостью сразу же переобувать автомобиль, покупать замену старым шинам.