Почему полустертые шины опаснее лысых

Когда приходит время менять зимнюю шину на летнюю или наоборот, каждый автомобилист должен заодно проверить степень изношенности протекторов. Это очень важно сделать по нескольким причинам. Во-первых, в целях собственной безопасности и безопасности других участников движения. Во-вторых, чтобы избежать штрафов во время перемещения по дорогам России. В-третьих, чтобы иметь возможность эксплуатировать транспортное средство при любых погодных условиях, в любых странах (если это актуально). Так, ряд государств мира не пропускает на свою территорию автомобили с шинами, демонстрирующими высокую степень изношенности покрышек.

Показателем, свидетельствующим о пригодности использования резины на протяжении определенного сезона, является достаточная глубина протектора. У новых шин она достигает 8-10 мм (в зависимости от конкретной модели). Лысыми считаются покрышки, ресурс протектора которых исчерпан почти полностью, вследствие чего высота рисунка не превышает 1,6 мм. В свою очередь, полустертыми признаны шины, эксплуатируемые уже некоторое время и приближающиеся к критической отметке в 4 мм. Практика показывает, что чем менее поврежден рисунок на покрышке, тем выше степень безопасности передвижения автомобиля. Оптимально использовать резину, степень износа которой не достигла 50%, в противном случае можно говорить о том, что покрышки полустерты, а значит, таят в себе намного больше опасностей, чем даже откровенно голая резина.

Чем чревата эксплуатация полустертых шин

Резина, бывшая в эксплуатации слишком долго, становится бомбой замедленного действия. Она вносит коррективы, как в движение транспортного средства, так и в его отклик на действия водителя. Нередко такие шины становятся причиной неадекватного поведения транспорта, служащего причиной аварий, всевозможных дорожно-транспортных происшествий.

В число наиболее распространенных побочных эффектов от использования покрышек, чей ресурс почти полностью израсходован, относят:

  • заметное снижение качества управления автомобилем, ухудшение способности техники оперативно и четко реагировать на действия водителя;
  • аквапланирование во время езды по лужам – физическое всплытие колес, покрышки которых неспособны выталкивать осадки, скапливающиеся на дороге; причем если у новых покрышек аквапланирование отмечается на скорости около 75 километров в час, то у истершихся этот эффект можно наблюдать уже при 66 км в час;
  • многократное увеличение тормозного пути (сначала – всего на несколько метров, затем – все больше и больше);
  • в зимне-весенний период времени покрышки с большим эксплуатационным стажем демонстрируют слэшпленинг при перемещении по шуге, иначе говоря, машина в таких условиях не едет, а лишь скользит;
  • непредсказуемый для водителя разворот авто прямо в процессе его движения по дороге.

Очень сильно рискуют и те автомобилисты, которые следуют негласному правилу, распространенному среди любителей автотехники, гласящему, что на ведущие колеса нужно ставить лучшую резину (новую), а на неведущие – любую другую, даже БУ. Подобный шаг не является спасением, а как раз наоборот – увеличивает вероятность неприятной развязки. Шины, которые имеют разное качество сцепления с дорогой, могут по-разному реагировать на маневры транспортного средства. Как следствие – машину может занести на повороте, развернуть в самый неподходящий момент, «увести» в кювет и т.д.

Читайте также: «Машина в залоге у банка: как продать»

Отличия лысой резины от полустертой

  • На сухой дороге шины обоих категорий ведут себя достаточно нейтрально и в большей степени предсказуемо. Однако голые покрышки априори чувствуют себя в таких условиях более комфортно, недаром же гоночные болиды используют именно гладкие, безпротекторные решения.
  • При передвижении по влажному покрытию, во время дождя или снега, и лысые и полустертые покрышки демонстрируют максимальный набор нежелательных эффектов: они придают машине неуправляемость, серьезно увеличивают тормозной путь, способны стать причиной неожиданных разворотов авто, его выхода на встречную полосу и т.д.
  • Полустертые шины отличаются от лысых своей полной непредсказуемостью. Если водитель, на свой риск и страх, использующий голые покрышки, примерно представляет, чем это может быть чревато, то собственник транспорта, ездящий на юзанных шинах, должен быть всегда готов к сюрпризам. Именно наполовину стертые изделия склонны быстро превращаться в лысые (например, при экстренном торможении или на слишком высокой скорости), могут даже взрываться прямо на дороге (если этому поспособствует неравномерный износ резины и высокое давление).
  • Покрышки, истершиеся как наполовину, так и полностью, характеризуются очень плохой способностью к удалению продуктов торможения из пространства между дорогой и колесом. Отсутствие ярко выраженного протекторного рисунка и четких глубоких бороздок, плохая сцепляемость с дорогой самым худшим образом влияют на перемещение и торможение автомобиля.
  • Лысая резина считается запрещенной к использованию в РФ, в то время как полустертая официально не запрещена. Это дает возможность водителям эксплуатировать покрышки до последнего, часто неосознанно рискуя собственной жизнью и здоровьем. Полустертая резина дарует автомобилисту ложное чувство безопасности и уверенности в том, что он контролирует свое ТС.

Недостаточно хороший контакт покрышек с дорогой, неспособность обеспечить машине легкое и быстрое передвижение, а также качественное торможение, делают полустершиеся шины врагом водителя №1. Неблагоприятный эффект лишь усиливается за счет мнимой безопасности использования этого расходного материала для авто.

Как проверить износ шин?

Выяснить, насколько изношены протекторы, можно несколькими способами.

  1. Во-первых, существуют специальные приборы для измерения этого показателя. Их используют в своей работе сотрудники ГИБДД. Подобное измерение проводится в считанные секунды и выдает максимально точный результат.
  2. Во-вторых, на всех современных покрышках имеются специальные индикаторы, с помощью которых можно выяснить, пригодна ли шина для эксплуатации или пришло время ее утилизации, замены на новую.
  3. В-третьих, есть ряд широко распространенных лайфхаков, с помощью которых можно замерить актуальную глубину протектора. Особенно часто используется для решения этой задачи однорублевая монета. Год выпуска, размещенный на ней, согласно стандартам, всегда отступает на 3 мм от края. Таким образом, подставив 1 рубль к шине, можно установить, сколько миллиметров протектора еще осталось.

Если речь идет о зимней шине, необходимо следить, чтобы ее рисунок не снижался ниже 4-х миллиметров, если же резина летняя – для нее критический минимум 1,6 мм. В противном случае автомобилиста ждут штрафы и выговоры от представителей дорожной инспекции, не говоря уже о потенциальном риске использования таких покрышек для жизни.

Особенно внимательным нужно быть владельцам всесезонных покрышек. Эти изделия традиционно известны не самой идеальной сцепляемостью с дорожным покрытием, поэтому даже 50% их износ способен внести такие шины в группу риска, сделать потенциальной причиной проблем с поведением машины на влажной трассе.

Как избежать быстрой изнашиваемости резины?

Чтобы автотранспортное средство не было вынуждено использовать покрышки с явными признаками облысения, водителю следует учесть несколько ключевых факторов, очень сильно влияющих на состояние резины. Изнашиваемость шин способны ускорить такие моменты:

  • интенсивная эксплуатация транспорта: частое перемещение авто на длинные расстояния, особенно, если дороги в этом случае не отличаются идеальным покрытием;
  • агрессивные, «мужские» стили вождения, предполагающие быструю езду и специфическое торможение на скорости с оставлением отпечатков тормозного следа;
  • высокая скорость, задаваемая водителем автомобилю в процессе ежедневной эксплуатации (чем быстрее едет машина – тем быстрее стирается ее резина);
  • специфические дорожные условия, частая езда по грунтовкам, ямам, бездорожью, неприспособленным для этого поверхностям или просто плохим дорогам;
  • плохое качество исходного продукта (покупка самой дешевой резины априори предполагает, что она быстро сотрется и придет в негодность);
  • игнорирование необходимости посещения автомастерских, где делается развал-схождение колес (неотрегулированные колеса могут неравномерно нагружать шины, что часто приводит к их быстрому изнашиванию, а то и взрыванию в пути).

При покупке БУ-машины риск стать владельцем ТС со стертыми покрышками особенно велик. Стоит быть готовым к тому, что данное вложение денег обернется необходимостью сразу же переобувать автомобиль, покупать замену старым шинам.

247 просмотров